Friday, September 07, 2007

Premonition: Клуб потенциальных эмигрантов

Вчера в процессе болтания в гуглтоке мой приятель Сущ обратил внимание на любопытные результаты голосования, которое я сам не знаю зачем прикрутил недавно к блогу. Подавляющее большинство тех, кто решил ткнуть в голосовалку либо находятся в процессе эмиграции, либо задумываются об этом, либо уже уехали.

Меня всегда интересовала динамика миграционных процессов в России. К сожалению, получить об этом сколько-нибудь достоверную информацию невозможо: мне кажется, что даже наши весьма комепетентные органы точно не знают, сколько народу каждый год уезжает отсюда навсегда. Подробную статистику по выданным визам тоже не удалось найти, тем более что направлений -- море. Далеко не все эмигрируют, имея на руках PR какой-либо страны, и далеко не все, получившие этот самый PR уезжают-таки навсегда, так что тут темный лес.

Но интересно другое. Даже если считать выборку из посетителей моего блога нерепрезентативной хотя бы в силу того, что очень многие приходят сюда с иммигрантского форума, общая тенденция кажется очевидной (или это только мне?): во все более сильной и процветающей России жить становится все менее и менее комфортно. Причем относится это именно к пресловутому "среднему классу", который ищут-ищут и никак найти не могут тут у нас. Казалось бы -- у людей есть работа, есть иногда даже неплохие в общем деньги, есть недвижимость, че еще надо-то? Тем не менее народ если и не интересуется вопросами получения PR в дальних странах активно, то на всякий случай запасается долгосрочными визами (те, кто это могут себе позволить) -- куда угодно, от Шенгена до Штатов. Ярчайшим примером был и остается мой вполне благополучный и здравомыслящий коллега Е., который хотя и доказывает мне время от времени как же хорошо жить в теперешней России, спит и видит, когда же ему можно будет получить годовую визу в Англию (не раньше чем через три на 6 месяцев, а с учетом теперешних тенденций -- и того позже). Это что -- низкий старт перед очередным всплеском процветания, намеченным на начало будущего года?

Частично ответ на эти вопросы я для себя нашел вот тут. Автор презентации всегда был в моих глазах человеком авторитетным, а после его ухода с госслужбы, я его совсем зауважал. Пересказывать содержание не буду, все очень наглядно. (Кстати, оригинал презентации здесь, если с "ЕЖа" не скачается, как у меня в первый раз).

Так что вопрос "ехать или нет" не стоит. Стоит вопрос: как бы успеть?

PS. Вот здесь у Натальи Деминой появилась интересная заметка по поводу денег. Классная иллюстрация к вопросу экономического процветания и его соотношения с комфортом существования.

3 comments:

Unknown said...

То, что случилось с Натальей, явно не приятно, но... едреныть! - это ж крутейший русский аттракцион!
Заголовок "Страна, где деньги не деньги", мне кажется, не обоснованно расширяет оценку явления. Я не уверен, всегда ли может разменять купюру в $100 торговец хотдогами на перекрестке в Квинс в NYC.
Я бы записался в клуб потенциальных эммигрантов. Но никуда не поеду. Ха. Москва - удобный, ужасный, красивый, злой, отсталый, удивительный, омерзительный, чарующий город.
Каков членский взнос с носа?

MO said...

Торговец хотдогами-то вряд ли, но этот, как его там... Манхэттен Чейз Банк, например? (Если б еще я занл американский аналог нашего Сбера).

Записаться в клуб? Запросто, тем более, что он вот чуть ли не только что рождается. Членский взнос-с-носа -- не знаю, активное участие, может быть? И фотки у тебя классные :)

И эта... дай Бог, чтоб уезжать не пришлось.

Unknown said...

Надеюсь, не придется.
Вернее, почти уверен.